Тип взаимоотношений между тренером и спортсменами
30.06.2019Этот вопрос, содержащий проблему динамики коллективного поведения, не всегда имеет простой ответ и зависит от многих факторов. Главный из них — позиция тренера и его подход к коллективу в целом.
Автократический тип тренера работает на спортсменов. (Его кредо: «Я буду думать, вы бегать и не задавать вопросов!») Автократ решает все вопросы сам, принимает все решения сам, отдает команды, разжеванные и расписанные до деталей, поощряет и наказывает учеников без суда и следствия, характер же планов на будущее и содержание деятельности группы редко бывают известны заранее. Автократический тренер в центре всей работы ставит себя и утверждает себя искусным единоличным руководством. Спортсмены намеренно эмоционально и интеллектуально становятся зависящими от такого тренера. В атмосфере единоличного руководства процветают враждебность, критицизм, напряженность и нападки друг на друга. Автократия тем не менее существует в области руководства спортивной деятельностью и нередко приносит успехи, как, впрочем, и в других областях человеческой жизни.
Легкомысленный тип тренера не работает вовсе. (Его кредо: «Я не знаю многого в спорте, но переживать нечего, не такая это уж важная вещь, чтобы утруждать себя учебой».) Он пассивен и снисходителен в своем подходе к тренировке и соревнованиям и оставляет за спортсменами право поступать так, как им заблагорассудится. Занятия в такой атмосфере обнаруживают взаимные нападки друг на друга. Не нужно доказывать, что такое руководство нежелательно и легкомысленный тренер тем окажет услугу спорту, что как можно быстрее уйдет из него.
На участке завелись жучки? Решить проблему поможет пест контроль. Уже через несколько часов от вредителей не останется ни следа.
Демократический тип тренера (его кредо: «Давайте вместе работать, делая свое дело как можно лучше») работает вместе с бегунами, а не смотрит через их головы. Направленность и содержание тренировки свободно обсуждаются, критика приветствуется, а спортсмены поощряются в самостоятельности и принимают участие в планировании и конструировании тренировочного процесса. Тренер предлагает выбор и указывает на следствия, которые могут вытекать из того или иного решения. Воспитываются чувства коллективизма и общности интересов. Поощрения даются с определенной целью. Инициатива в использовании новых идей идет от тренера, который не боится потерять престиж, изменив свою точку зрения. Он не ревнив в отношении своего авторитета в любом вопросе, потому что в каждом он разбирается. Он честен, открыт, объективен, горд своей культурой и на первом плане видит интересы спорта и своих учеников, а его личные мотивы и эмоции остаются на втором плане.
Это специальное исследование автократического, легкомысленного и демократического типа коллективных взаимоотношений показывает, что последний вариант неограниченно предпочтительнее остальных.